История
Этапы освоения Майкубенского буроугольного бассейна
Разрез «Майкубенский» имеет железнодорожный выход на магистраль Астана-Павлодар. По территории бассейна проходит автомагистраль, связывающая города Павлодар, Экибастуз и поселки Майкаин, Баян-Аул. Майкубенские угли поставлялись на коммунально-бытовые нужды, для производства железнорудных окатышей, для обжига извести, производства ферросплавов потребителям Казахстана и других республик бывшего СССР.
С 1859 по 1872 годы в бассейне работал томский горный промышленник Степан Попов, который добыл около 200 000 пудов угля и продавал его по 5 копеек за пуд, а также использовал при обжиге золотых, свинцово-серебряных и медных руд на Александровском заводе в Баянаульском горном округе.
В конце 19 века месторождения угля принадлежали внуку С. Попова, который «не дал им ума», за что Горный департамент изъял лицензию и назначил месторождение к свободной продаже.
В начале 20 века угольное месторождение принадлежало Петербургскому князю Ухтомскому.
В двадцатые годы 20 века месторождение было передано горной концессии английского промышленника Лейсли Уркварта.
В тридцатые годы в этом районе начала работать Семипалатинская Геологоразведочная Контора, которая разрабатывала угли для собственных промышленных нужд.
В середине тридцатых годов здесь начинает работать комбинат «Майкаин-Золото», который попутно разрабатывал и уголь.
В годы войны 19411945 г.г. и после рядом с месторождением действовала газогенераторная электрическая станция «ЦЭС», входившая в систему НКВД под руководством Л.П. Берия, которая преобразовывала майкубенский уголь ежегодным объемом в 90-150 тыс.тонн в газ, на котором работали три мощных судовых дизеля фирмы «Крайслер», приводивших во вращение динамо-машины Ленинградского производства. Электрическая энергия передавалась в поселок Майкаин, где специальным контингентом до 1957 года производилась интенсивная разработка золоторудных месторождений и обогащение. Примечательно, что диаметр поршней судовых дизелей составлял около одного метра, и при доставке их из города Павлодара автомобиль ЗИС-5 мог перевозить только один поршень.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса и строительстве линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 кВ Экибастуз — Центр», принятом в 1977 году, наряду с развитием добычи угля в Экибастузском бассейне, предусматривалось строительство разреза «Майкубенский» Майкубенского угольного бассейна проектной мощностью 20 млн.т. угля в год.
В 1950-1960 годы производились интенсивные геологоразведочные работы в целом по Майкубенскому угольному бассейну, которые позволили выделить на территории бассейна несколько самостоятельных месторождений угля, из которых Шоптыкольское является самым крупным.
С 1987 года началась планомерная разработка Шоптыкольского месторождения ПО «Экибастузуголь».
Технико-экономическое обоснование строительства разреза «Майкубенский» было выполнено институтом «Карагандагипрошахт» совместно с субподрядными проектными институтами «Кузбассгипрошахт» (Кемерово) и «Южгипрошахт» (Харьков).
В 1988 – 1989 годы институтом «Карагандагипрошахт» был выполнен «Проект строительства разреза «Майкубенский» ПО «Экибастузуголь». Проектом предусматривалось строительство 1-й очереди разреза мощностью 8 млн. тонн угля в год, строительство дробильно-сортировочного угольного комплекса по переработке 2,5 млн. тонн, подъездной железной дороги протяженностью 40 км и автотрассы длиной 34 км, линии электропередачи длиной 80 км, а также строительство 1-й очереди жилого поселка Майкубень численностью свыше 5 тысяч человек, а также водопровода, радиорелейной линии и пр.
Одновременно в 1987 году начались вскрышные работы.
Одновременно в 1987 году начались вскрышные работы. 2 ноября 1987 года машинист экскаватора ЭКГ-4у А.М. Кривцов загрузил майкубенским углем первый 30-тонный автосамосвал БелАЗ, а водитель В.Т. Пастухов из автобазы №1 комбината «Экибастузшахтострой» отвез уголь. В забое состоялся митинг строителей, железнодорожников, представителей общественности Шоптыкольского месторождения ПО «Экибастузуголь».
В 1991 году на малом предприятии «Иртыш» на базе окисленных бурых углей Майкубенского разреза было начато производство ценного удобрения — гумата натрия.
<p>Это удобрение в три раза эффективнее торфа, повышает сопротивляемость растений неблагоприятным условиям и урожайность. По инициативе объединения «Экибастузуголь» начата опытная эксплуатация выведенных из экибастузских разрезов роторных экскаваторов на добыче майкубенских углей с погрузкой на автотранспорт.</p>
В 1990-1994 г.г. производились интенсивные поставки в Венгрию, где мелкие фракции угля успешно подвергались брикетированию без применения связующих материалов.
В 1996 году ПО «Экибазтузуголь» было разделено на четыре самостоятельных угледобывающих предприятия, одно из которых – нынешнее АО «Майкубен-Вест».