Текущее состояние горных работ


Добыча и отгрузка угля на разрезе «Майкубенский» начата с ноября 1987 г. По состоянию на 01.01.13 г. длина поля разреза по простиранию угольных пластов составляет 6,50 км; средняя ширина – 0,67 км, горные работы достигли глубины 70 м (горизонт +220 м). Горные работы ведутся на участках Восточный и Центральный.

В настоящее время технологической схемой разреза предусматривается отработка верхнего угольного горизонта I-Ш на Восточном и Центральном участках поля разреза по всей длине фронта горных работ. Вскрышные горизонты поля разреза «Майкубенский» вскрыты полустационарной железнодорожной выездной и соединительной траншеями внешнего заложения с выходом на ст. Шоптыколь и системой автомобильных съездов.

Добычные горизонты вскрываются стационарной автомобильной выездной траншеей с системой автосъездов и трассами железнодорожных путей, примыкающих к внутрикарьерной ст. Погрузочная. Горно-геологические условия (пологое залегание угольного горизонта I-Ш и выход его на поверхность в южной части поля разреза) обусловили однобортовую продольную углубочную систему отработки угольного горизонта I-Ш с юга на север. При этом южный лежачий борт разреза является стационарным, северный борт – рабочим.

Фактическая высота уступов составляет от 10 до 20 м, действующая длина добычных работ 6,2 км; среднегодовоеподвигание добычных уступов – 25 м. Угольные пласты разрабатываются роторным экскаватором СРс(K)-470 на железнодорожный транспорт и одноковшовыми экскаваторами ЭКГ-4У, ЭКГ-5В, ЭКГ-10 с погрузкой угля в железнодорожный транспорт и в 21 технологический автотранспорт с его доставкой автосамосвалами на внутрикарьерный угольный склад и дробильно-сортировочный комплекс (ДСК).

Погрузка угля на автотранспорт ведется в автосамосвалы БелАЗ-75131 (130 т), БелАЗ-7547 (45 т). На разрезе применяется транспортная система разработки с вывозом основного объема пород вскрыши во внутренние авто- и железнодорожные отвалы участков Восточный и Центральный. Отработка части запасов угольных горизонтов II-Ш, I-Т и IV-Т, залегающих в районе формирования внутреннего отвала, предполагается подземным способом по новой технологии с борта разреза и рассмотрена в «ТЭО целесообразности отработки Шоптыкольского месторождения Майкубенского буроугольного бассейна с образованием внутреннего отвала в контуре разреза «Майкубенский», выполненного ОАО «Карагандагипрошахт и К» в 1999 г.

Отработка вскрышных уступов осуществляется одноковшовыми экскаваторами-мехлопатами типа ЭКГ-10, ЭКГ-5А, ЭКГ-4У. Транспортировка вскрыши на породные отвалы производится железнодорожным и автомобильным транспортом. При железнодорожном транспорте погрузка вскрышных пород производится в думпкары 2ВС-105 грузоподъемностью 105 т. На транспортировке вскрыши используются тяговые агрегаты ПЭ-2М.

Технологический автотранспорт на вскрыше – автосамосвалы БелАЗ-75131 (130 т). Фактическая высота уступов от 10 до 22 м, действующая длина вскрышных работ 6,5 км, среднегодовоеподвигание вскрышных уступов – 26 м. Разработка угля и внешней вскрыши на разрезе производится с применением буровзрывных работ.

Взрывные работы ведутся методом скважинных зарядов короткозамедленным способом. Взрывная подготовка вскрышных и добычных уступов осуществляется вертикальными скважинами, добычных уступов – на «встряхивание» без нарушения структуры забоя. Бурение скважин осуществляется буровыми станками СБР-160А-24, 3СБШ-200-60 и DM 45-LР. Удельный расход ВВ на вскрышных работах - 0,153 кг/м 3 ; на добычных работах – 0,112 кг/м 3 .

Складирование пород вскрыши производится на внутренних автомобильных и железнодорожных отвалах участков Восточный и Центральный на внешнем железнодорожном отвале Южный. Формирование внутреннего железнодорожного отвала на участке Восточный осуществляется экскаватором-мехлопатой ЭКГ-10.

На автоотвалах принято бульдозерное отвалообразование (бульдозеры Т-170, ДЭТ-250, Т-35). Высота ярусов отвалов составляет от 20 до 40 м. На внешнем железнодорожном отвале Южный формирование ведется одним ярусом экскаватором-драглайном ЭШ-11.75 высотой до 30 м.